Играем и речь малыша развиваем
Одна из наиболее важных задач развития и воспитания ребѐнка в раннем и дошкольном возрасте – развитие речи. Играя с малышом в речевые игры надо использовать их, в соответствии с определѐнным периодом становления речи. Предлагаю вам, описание некоторых игр и рекомендаций по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. В раннем возрасте игры должны быть направлены на развитие различных функций – предпосылок речи. Русские народные песенки, потешки, считалки, стишки являются основой для развития психики малыша.
Игра «Сорока — белобока». Произнося потешку, взрослый водит по ладошке ребѐнка пальцем – «варит кашку». Затем, начиная с большого пальца, загибает каждый пальчик ребѐнка, оставляя не согнутым мизинец Сорока – белобока, Кашку варила, Деток кормила, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Ты мал, Коры не драл, Воду не носил, Кашу не варил, не дам тебе каши .
Игра «Ладушки». Взрослый берѐт в руки ребѐнка в свои и хлопает в такт песенки. На последних строчках взрослый поднимает руки малыша вверх и кладѐт их на голову. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Простоквашку. Кыш, кыш, полетели, На головку сели.
Игра «Идёт коза рогатая». Взрослый вытягивает два пальца из кулачка ребѐнка и вместе с ним изображает козу. Идѐт коза рогатая, По боку дратая, Кто молочко не пьѐт, Того рогом бьѐт – Пыр, пыр, пыр!
Игра «Потягушеньки». Взрослый берѐт попеременно руки и ноги малыша и делает с ними движения, напоминающие потягивания. Потягушеньки, Потягушки, Поперѐк толстунушки, А в ножках ходунушки, а ручки хватунушки, а в роток говорок а в головку разумок!
В этих играх сочетаются речь и движение, а это является основой для формирования ритмической организации речи. Так же в раннем возрасте очень полезны игры – манипуляции. Это складывание пирамидки, кубиков игры с водой во время купания, катания мячика, все они позволяют познавать свойства и качества предметов, пополнять словарный запас малыша.
В младшем дошкольном возрасте надо и дальше знакомить ребѐнка с окружающим миром, и в этом вам, уважаемые родители, помогут произведения классиков детской литературы – А.Барто, С.Маршака, К.Чуковского, Е.Благиненой, И.Токмаковой и других. Главное подойти к этому творчески, ведь любое стихотворение, детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использование. Важно превратить стихотворение в игру, сказку, где участникам становится вам малыш.
Консультацию подготовил воспитатель младшей группы «Горошины»
Гаджибутаева Э.Ш