Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка в младшем возрасте.
Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка в младшем возрасте.
Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы: — игры в кукольный театр; — игры- драматизации; — игры- представления (спектакли); — плоскостные и теневые театры. Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
Чтобы развивать театрализованную деятельность детей, надо продумать оснащение театрального уголка. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать у них желание действовать с образами сказочных героев. Какие разные виды театров можно изготовить своими руками. Изготавливать театры можно из бросового подручного материала, проявляя творчество и мастерство. Предлагаю родителям изготовить для театрализованных представлений следующие виды театров:
1.Театр на деревянных карандашах.
2.Пальчиковый театр.
3.Настольный театр картинок(фланелеграф).
4.Театр на палочках от мороженого.
5.Театр на спичечных коробках.
6.Театр на стаканчиках от йогурта.
7.Театр на конусах.
8.Театр на прищепках.
Настольный театр картинок.
Используется с того момента, когда ребёнок сможет самостоятельно сидеть за столом. Дети старшего дошкольного возраста смогут сами сделать этот театр. Картинки должны быть устойчивыми (на подставках). С детьми младшего возраста для развития сюжета можно использовать известные попевки, потешки, детские стихи. Взрослый проговаривает текст и одновременно показывает картинки.
Теневой театр.
С детьми младшего дошкольного возраста взрослый действует картинками, а ребёнок рассказывает текст. Дети старшего дошкольного возраста сами показывают сказки для кукол, для братиков и сестричек, для бабушек и дедушек и для всех родных и близких. Все дети знают русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и др. Для их закрепления хорошо использовать теневой театр. Чтобы организовать данный вид деятельности, понадобится ширма, обтянутая белой непрозрачной материей – «экран», лампа, установленная за ширмой так, чтобы свет падал на «экран», плоскостные изображения персонажей (контурные, снабжённые палочками-держателями.
Кукольный театр.
Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше и больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными.
Прежде чем показывать сказки, нужно научить ребёнка пользоваться куклами, научиться водить их по ширме, затем сочетать вождение и разговор. Роль рассказчика взрослый берет на себя. Нужно дать ребёнку возможность проиграть хотя бы одну серьёзную роль. Тогда он почувствует свои силы, необходимы для общения со сверстниками, преодолеет страх перед публикой. Это достигается и тем, что, двигая куклой, сам ребёнок находится за ширмой. Это важно для неуверенных в себе детей.
Драматизация.
Этот вид театра предполагает наличие уголка для костюмов, шапочек. Взрослый читает сказку, затем вместе с ребёнком распределяются роли, репертуар, затем надеваются шапочки, костюмы и сказка показывается младшему братишке или старшей сестре, или навестившим внука (внучку) бабушке с дедушкой. Выбор аудитории зависит от вашего желания. Можно показать постановку даже любимым игрушкам. Ребёнок постарше может сам придумать сказку, распределить роли, папа или мама помогут приготовить костюмы и затем все вместе покажут сказку куклам или друзьям. Этот творческий процесс очень увлекает. Используя постоянно театры игрушек, картинок и теневой театр, взрослый учит ребёнка выразительной речи, готовя предпосылки для самостоятельной театрально-игровой деятельности.
Осваивая со своим ребёнком различные виды театра, Вы получаете множественный эффект: учите его правильной, выразительной речи, развиваете его коммуникативные навыки, развиваете его творческое воображение, фантазию, помогаете преодолевать нежелательные моменты в поведении и так далее. А самое главное – Вы получаете личное общение со своим любимым чадом, узнаёте его возможности, интересы, наклонности. В дальнейшем эти минуты, проведённые вместе, прочно укрепят ваши отношения и наполнят их любовью, доброжелательностью, взаимопониманием и интересными воспоминаниями.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Интернет источник:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/04/16/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/01/08/konsultatsiya-dlya-roditeley-teatralnaya-deyatelnost
- https://ds-umka.hmansy.prosadiki.ru/media/2019/12/01/1264640724/2.6
_konsul_tacii_dlya_roditelej_Teatralizaciya.pdf
Консультацию подготовила воспитатель 2 младшей группы МАДОУ д/с №183