ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ. ИГРЫ.
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте осуществляется с применением аналитико-синтетического метода. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как чтению, так и письму (печатанию), исходным пунктом является звуковой анализ, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, места звука в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, гласные: ударные, безударные).
Уважаемые родители:
1. Звуки мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков 6: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]
Гласных букв 10: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласных букв 21.
Согласных звуков 36.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или зажать уши пальчиками).
Звонкие звуки: [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’], [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’].
Глухие звуки: [К], [К’], [П], [П’], [С], [С’], [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Ш], [Щ’].
На конце слова парные по глухости-звонкости оглушаются!
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]. Всегда мягкие согласные: [Й’], [Ч’], [Щ’]. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Игровые задания. Игра «Поймай звук». Договариваемся, какой звук ловим. Взрослый называет слово, ребёнок говорит есть или нет в этом слове нужный звук. Усложнение: где этот звук спрятался (в начале, в середине или в конце)? Игра «Поймай слово за носик (за хвостик)». Взрослый произносит слово, а ребёнок называет в нём первый (последний) звук. Если игра идёт трудно, можно для начала поменяться с ребёнком местами – он называет слово, вы – первый (последний звук).
Учитель-логопед: Осипова Т.А.