ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ
Что делать, если у ребенка практически нет речи к 3 годам («говорит» около 10 непонятных слов)? Необходимо срочно начать «разговаривать» с детьми. Ответственным моментом в работе будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам: крикам птиц и животных («ав», «му», «ко-ко» и т.д.). Цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы).
В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. Нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.
Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с игрой, с наглядной ситуацией. Активизацию подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например, игра в мяч). Учить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.)
Дыхательно-голосовые упражнения. Детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).
Упражнения для губ. Сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.
Упражнения для языка: облизать губы, показать, как кошка лакает молоко, «почистить» зубы языком, пощелкать языком.
Игра «Дом маленький, дом большой»
Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны) Ребёнок (сердито). Ой, ой, ой (поднимает руки вверх). Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно). Ребёнок (жалобно). Ай, ай, ай… (приседает, делает выдох, опускает голову). Взрослый. Мишка наш пошел домой (идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Взрослый. Да и крошка заинька. Ребенок (прыгает на двух ногах). Ай, ай, ай.
Учитель-логопед: Соловьёва Л.С.