ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ. ПРИЧИНЫ. КОРРЕКЦИЯ
Агрессия присуща каждому человеку, поскольку представляет собой инстинктивную форму поведения. Главной ее целью является выживание и защита. С возрастом человек научается переводить агрессивные порывы в социально приемлемые формы реагирования, иначе говоря, происходит социализация.
Индивидуумы, которые контролировать агрессивные импульсы не научились, испытывают трудности при взаимодействии с людьми. Тем не менее, важно помнить, что взрослым нельзя подавлять в детях агрессию, так как она является естественным и необходимым для человека чувством. Силовое подавление или полный запрет агрессивных проявлений может трансформироваться в психосоматическое расстройство или привести к аутоагрессии (нанесению вреда самому себе).
Родители должны научить своего ребенка контролировать агрессию; защищать свои интересы социально приемлемым способом, который не идет в ущерб интересам других людей и без нанесения им физического и морального вреда.
Выделяются три базовых источника деструктивного поведения:
— отстаивание своей территории, личности, обретение самостоятельности и независимости;
— столкновение ребенка с запретами на удовлетворение некоторых потребностей, невыполнением его желаний;
— чувства недоверия и страха угрожающие его безопасности.
Травмирующее влияние на детскую психику оказывают ссоры между близкими взрослыми. Когда мама и папа постоянно ссорятся, у детей возникает ощущение надвигающейся катастрофы. Невзирая на то, что зачастую в семьях стремятся избегать громких скандалов, и ссорятся в его отсутствие, ребенок ощущает напряженную атмосферу, что неудивительно, поскольку окружающие взрослые составляют его мир, неделимый и единый, который должен оставаться незыблемым. Конфликтная ситуация воспринимается им как угроза его благополучию.
В некоторых ситуациях взрослые вынуждены запрещать ребенку определенным образом вести себя или не всегда удовлетворяют его желания, что также может порождать агрессию. Здесь необходимо учитывать два момента.
— необходимо научиться грамотно, применять наказания и устанавливать запреты;
— помнить, что базовой потребностью ребенка является необходимость ощущать, что его ценят и любят.
Если ребенок начинает в этом сомневаться, то он стремится подкрепить появившееся чувство ненужности. Постоянные требования детей приобрести им что-нибудь зачастую является с их стороны чистейшей провокацией. Отказ в желаемом трактуется в пользу ненужности и нелюбви со стороны близких взрослых.
Однако не решает проблему и беспрекословное выполнение прихотей избалованного чада, поскольку сомнения возникают вновь и вновь. Дабы не допустить подобного искаженного восприятия действительности, необходимо искренне говорить детям о том, что они важны, ценны и любимы вами.
Камнем преткновения в отношениях может стать и установление личных границ. Родившийся ребенок полностью зависим от родителей, но его основной задачей является обретение независимости и самостоятельности. Зачастую этот процесс протекает для обеих сторон очень болезненно и может иметь негативные последствия. Родителям очень важно понять, что дети — не их личная собственность, и им не принадлежат. Они призваны стать равноценным и равноправным человеческим существом.
Поговорим о том, как вести себя родителям для предотвращения нежелательного поведения.
1.Если родителя не желают, чтобы их дети росли забияками и драчунами, они должны контролировать свои собственные агрессивные импульсы. Необходимо помнить, что ребенок учится правилам социального взаимодействия, наблюдая за поведением людей которые его окружают.
2. Необходимо проявление любви к ребенку со стороны близких взрослых в любой ситуации. Допускать высказываний: «если ты так себя поведешь…, то я (мы) тебя любить не будем!» запрещено. Нельзя обзывать ребенка, оскорблять его. Не нужно откупаться от своего ребенка дорогими подарками, игрушками и т.п. Гораздо нужнее и важнее для него Ваше внимание.
3.Нельзя запрещать проявление агрессии, поскольку подавленные агрессивные импульсы способны нанести его здоровью серьезный вред. Научите ребенка выражать враждебные эмоции социально приемлемым способом: в рисунке или словом, при помощи игрушек, безобидных для окружающих действий, в спорте.
4.Уважайте в Вашем ребенке личность, принимайте во внимание его мнение. Предоставляйте ему достаточную независимость. Однако дайте ему понять, что если он попросит, Вы будете рады оказать помощь.
5.Если ребенок кричит, злится, капризничает — прижмите к себе, обнимите. Такие объятия выполняют сразу несколько важных функций: ребенок видит, что вы спокойно можете выдержать проявления его агрессии, и он не потеряет Вашу любовь; усваивает сдерживающую порывы способность и переводит ее во внутреннюю, учась контролировать злость.
6.Покажите конечную неэффективность такого поведения. Объясните, что даже если он и достигнет некоей выгоды себя, то впоследствии рискует стать изгоем, поскольку дети не захотят с ним играть. Такая перспектива его не прельстит. Расскажите также о негативных последствиях его несдержанного поведения, о возвращении зла, неотвратимости наказания.
7.Хвалите за старательность. Закрепляйте должное поведение детей. Не стоит говорить: «Хорошая девочка» или «Хороший мальчик». Очень часто дети не обращают на внимания на подобные фразы. Лучше произнести: «Ты доставил мне очень большое удовольствие, когда … вместо того чтобы ругаться, драться. Я вижу, что могу тебе доверять «. Подобная похвала имеет для детей большее значение.
8. Необходимо устанавливать правила поведения в той форме, что доступн , для ребенка. К примеру, «мы ни кого не кусаем, и нас не кусают «. Или: «В нашем доме действует правило: если хочешь машинку, а другой ребенок не отдает ее потому, что играет ею, подожди».
9. Беседовать о поступке ребенка необходимо без свидетелей (детей, родственников, класса). В беседе использовать как можно меньше эмоциональных слов (как тебе не стыдно,бессовестный, и др.).
10. Предоставьте ребенку возможность получать эмоциональную разрядку. Для снятия стресса заведите специальную «сердитую подушку», которую можно поколотить в приступе раздражения. Купите, например, одеяла подушки Иваново
11.Постарайтесь исключить ситуации, которые способны спровоцировать его негативное поведение.
Помните: если уметь ею управлять, агрессия является не только источником деструктивного поведения, но источником энергии, которую можно направить на конструктивные цели. Ваша задача — научить ребенка ее контролировать и применять в мирных целях.
Статью подготовила воспитатель младшей группы «Цыплята»
Гаджибутаева Эльвира Шахларовна .