Готовность к школе: мотивационная сфера
Давайте представим себе мотивационную сферу ребенка в виде дерева, у которого есть ствол, ветви и корни, уходящие в землю и невидимые нами. Интересные книжки, общение с товарищами, оценки, система наград и наказаний — это те стимулы, которые создают видимую часть этого дерева, называемую внешняя мотивация. Но «под землей» находится внутренняя мотивация, которая руководит действиями ребенка, побуждая его узнавать, новое, применять эти новые знания на практике и, наконец, просто любить учиться. Например, ребенку очень хочется посмотреть мультфильмы по телевизору, поиграть на компьютере или просто погулять, но надо написать две строчки в прописи, выучить состав числа «пять», почитать. Что победит: «хочу» или «надо»? И это «надо» будет исходить от взрослого (родителя, учителя), и ребенок ему подчинится или оно станет внутренней потребностью маленького, а затем и большого ученика?
Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, у него появляются устойчивые интересы и предпочтения.
Некоторые поступки ребенок совершает (или не совершает) потому, что они могут не понравиться окружающим его взрослым и детям. Но в пять-шесть лет уже не только присутствие, а даже воображаемый образ другого человека и его воображаемые слова или действия могут регулировать поведение ребенка. Происходит победа внешней мотивации над внутренней. Очень важно нам, взрослым, не злоупотреблять своей властью, тем самым подавляя в ребенке его внутренние стимулы и, как следствие, его желания. Постоянное стимулирование чувства долга у маленького ученика может дать совершенно обратный эффект: вместо любви к знаниям, интересу к книгам мы получим избегающего умственной нагрузки будущего школьника.
На пороге школы у детей становятся значимым и мотив достижения успеха (и даже в какой-то степени конкуренции, соперничества), и мотив избегания неудачи. И тот, и другой мотив может стать, стимулом развития и обучения ребенка. В возрасте пяти-шести лет ребенка привлекает уже не только процесс, но и результат игры, похвала взрослого, возможность оказаться лучше сверстников. Несомненно, лучше для ребенка, если окружающая его развивающая социальная среда будет способствовать закреплению в его мотивационной системе программы на достижение успеха.
Каковы же основные мотивы посещения школы у семилетних детей?
Мотив посещения школы
Я пойду в школу, потому что
• «буду как мои друзья — школьники»;
• «хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду маленькие»;
• «буду там играть с мальчишками и девчонками»;
• «мне купят рюкзак, новые карандаши, пенал и красивые тетради»;
• «пойду в школу, потому, что мама так сказала».
Мотив обучения
Я люблю учиться, потому что
• «мне нравится узнавать новое»;
• «учительница интересно рассказывает»;
• «люблю получать хорошие оценки»;
• «когда я хорошо учусь, меня хвалят мама и папа (за плохие — соответственно ругают)»;
• «если я буду хорошо учиться, то мне купят новый компьютер или подарят собаку»
Как правило, различные комбинации данных мотивов (внешних и внутренних) создают общий мотивационный фон посещения школы и получения новых знаний. В течение учебного года одни из них становятся слабее, другие сильнее. И как результат — ребенок либо с радостью бежит в школу или, наоборот, ищет причину остаться дома.