«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при работе с детьми с ТНР».
Для скорейшего устранения речевых нарушений важным условием является взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя. Совместная деятельность организуется в соответствии с целями:
— повышение эффективности коррекционно-образовательной деятельности;
— исключение дублирования воспитателем занятий логопеда.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром с учетом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя при этом режимные моменты, контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей.
Учитель-логопед корректирует нарушения речи, а воспитатель закрепляет с детьми полученные навыки. Он активно участвует в процессе, работает по направлениям учителя-логопеда. Тем самым, способствует устранению речевого дефекта.
Еженедельно дети на групповых логопедических занятиях знакомятся с новым звуком, буквой и лексической темой.
Задача воспитателя – закрепить материал. На основе любой лексической темы можно отработать развитие лексико-грамматического строя речи, фонематические представления, звукобуквенный анализ и синтез.
Варианты заданий:
- Актуализировать предметный, глагольный, атрибутивный словарь по лексической теме. Назвать, кто больше. Показать на картинках. Нарисовать.
- Придумать слова с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.
- Провести звукобуквенный анализ слова с заданным звуком, начертить схему, дать характеристику звукам, определить последовательность звуков, количество звуков, слогов.
- Составить предложения с заданными словами.
- Прописать изучаемую букву, слепить ее из пластилина, нарисовать, раскрасить ее силуэт, найти среди других букв и обвести.
- Расширить словарь синонимов, антонимов. Назвать похожие или отличающиеся слова.
- Закрепить употребление простых, сложных предлогов (на, в, под, за, из-за, из-под).
- Согласовать слова по лексической теме с числительными (1, 2, 5).
- Согласовать слова по лексической теме с прилагательными.
- Образовать относительные, притяжательные прилагательные.
- Прочитать рассказ, пересказать. Выучить стихотворение.
Рекомендуется проводить с детьми в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений.
Например:
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
Таким образом, только совместная работа учителя-логопеда и воспитателя может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте.