«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности».

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности».

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Это и есть основная ошибка – надо взаимодействовать, а не просто делать «свое» дело!

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Принцип индивидуализации. В его основе лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности.

Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия, друг друга, создают тот эффект, который возникает при кооперации труда.

Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического процесса»

1. Блок совместной деятельности педагогов с детьми

Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально-ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах.

Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т. е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно.

Например, начатая с взрослыми музыкальная игра может быть продолжена детьми, для чего необходимо создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).

2. Блок свободной самостоятельной деятельности детей.

Ребенок сам выбирает деятельность.

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе в музыкальной.

Задача воспитателя и музыкального руководителя — создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.

Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально.

В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды.

Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.

Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю.

2 Показывать образцы точного выполнения движений.

3. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

4. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

5. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски

6. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

7. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

8. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада поможет сформировать предусмотренные программой умения и навыки. 

Читайте также: