Консультация для родителей

ЧИТАЙТЕ ДНТЯМ СКАЗКИ

Кому в детстве не читали сказки? А теперь мы читаем сказки своим детям. А зачем мы это делаем?

Сказки используются с давних времен. При помощи сказок наши предки передавали молодым поколениям свои знания, традиции, верования. В сказках отражен менталитет каждого народа. В них отражаются стереотипы поведения, которые одобряются (положительные герои) или не одобряются (отрицательные герои) социумом. В народных сказках, которые передаются из поколения в поколения, есть столько подтекстов, столько символов, которые «записываются нам на подкорку»… 

Но в большинстве случаев родители не понимают, зачем они читают своим детям ту или иную сказку. А ведь сказки – это очень мощный инструмент воспитания, проверенный тысячелетиями.

Как же воспитывать ребенка сказкой?

В пространстве сказки ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу, ведь они оба погружаются в этот волшебный мир, они настроены на одну волну, вместе сопереживают главному герою.

И тут случается первое маленькое чудо сказки: исчезает барьер между ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому нужно ценить эти моменты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень важно прислушиваться к ребенку, ведь в сказке ребенок может открыть вам все свои тайны.

Но и взрослый в этом сказочном пространстве может вести за собой ребенка, придумывая сказку, которая будет зеркальным отражением реальной ситуации из жизни. И ребенок пойдет за родителем в этой сказке, ведь она найдет отклик в его сердце. Ведь если главный герой сказки будет похож на ребенка и столкнется с теми же проблемами, с теми же ситуациями, что и ребенок, то малыш будет сопереживать этому герою, он со стороны сможет оценить его поведение, понять последствия его поступков. А после того, как сказка закончится, ребенок сможет перенести тот опыт, который он получил в сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.

Для чего ребенку нужна сказка?

Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.

Как читать детям сказки?

  1. Привлечь внимание ребёнка к сказке или   другому произведению, помогут красочные иллюстрации  к этому произведению. Поэтому выбирая для ребёнка книгу, родителям следует обращать внимание, в первую очередь, на иллюстрации
  2. Одно из главных  условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте, что это вам доставляет удовольствие.
  3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда ребёнок – слушатель осознаёт, что повествование обращено к нему, а взрослому становится понятно — какое место в сказке его больше всего интересует.
  4. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
  5. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите далеко от содержания сказки.
  6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок  хочет их слушать. 
  7. Читайте ребёнку каждый день, даже тогда, когда он научится это делать сам.
  8. Незнакомую сказку или другое произведение прочитайте сначала сами, чтобы направить внимание сына (дочери) в нужное русло.
  9. Обменивайтесь  впечатлениями, полученными ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность, выразить свои чувства, своё отношение к прочитанному. 

Что читать детям 4-5 лет

Сказки:

«Смоляной бычок», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Привередница», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Царевна лягушка «Снегурочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лисичка-сестричка и волк».

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок).

Ш.Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.

В.Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.

Б.Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.

К.Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.

С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай»,  и др.

В.Бианки «Лис и мышонок», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил».

Г.Х.Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.

Г.Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.

Бр.Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка» и др.

И напоследок хочется сказать: дарите сказку детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы детей. А, кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.

Читайте также: