КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ

Picture background

Дети  не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка —  мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас  на принятие решений за них: « Во что мне поиграть», « Какую рубашку мне надеть», « Каким цветом рисовать небо « и т.д.

Как быть

Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например: ребенок протягивает кубик и спрашивает:« Что это?»

Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.

Вот уже где простор для педагогической  самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов,  вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и, мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ   многозначительный.

Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку  — значить подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав:

« Это может быть всем, чем ты захочешь”.

В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: « Реши сам», « Это ты можешь сделать (выбрать) придумать сам».

Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, можно сказать: « Покажи мне, что  именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе». Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий,  которые не пришли бы на ум взрослому.

КОГДА И КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ

Маленький,  беспомощный – как ему не помочь.

Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него.

 А потом возмущаемся: какой несамостоятельный.

Тревожимся: научится ли? 

Опасаемся: успеем ли выполнить программу? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

На что ребенок имеет право, т.е. что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по – своему, а не по образу и многое другое.

КАК       БЫТЬ:

Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь?

Подумать,  чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желание взрослого ускорить события ( быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ , увидеть ожидаемое действие ( сделать за него). Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи. А теперь – как…

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать,  если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью.

Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить – какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т.п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознано и самостоятельно – оно будет приобретать собственный уникальный опыт. Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и самостоятельности.

Picture background

Читайте также: