Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Наименование образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи   Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада д/с № 183 города Тюмени. 
Уровень образованияДошкольное образование
Форма обучения
Очная
Нормативный срок обучения
Образовательная организация  обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев  до прекращения образовательных отношений. Срок получения дошкольного образования устанавливается федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится.
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась.
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
государственный язык Российской Федерации — русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Не предусмотрены
Практика, предусмотренная образовательной программой
Не предусмотрена
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийДошкольная образовательная организация вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы дошкольного образования. 
Описание образовательной программы 

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года. На основе примерной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкиной, И.А. Кильдышевой (М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 год). На основе Примерной адаптированной основной образовательной программы (АООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/  Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования   для детей с тяжелыми нарушениями речи  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада д/с № 183 города Тюмени  предназначена для осуществления коррекционной работы с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи, имеющими заключения комиссии ПМПК города Тюмени  и  детьми- инвалидами. Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи. Реализация адаптированной основной образовательной программы – это коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.  В программе предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие;         познавательное развитие,                                 речевое развитие;                                            художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 
Информация об учебном плане

Учебный план  составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад № 183 города Тюмени,  разработанной учреждением самостоятельно, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учебный план реализуется в группах общеразвивающей и комбинированной направленности. В структуре учебного плана отражена реализация обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план устанавливает перечень образовательных  областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В учебном плане определено время на реализацию Программы в процессе образовательной деятельности, а также в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Программа коррекционной работы предусматривает: — проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;  — достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;  — обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;  — психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).  В программе определено содержание логопедической работы по преодолению ОНР ( 1,,2, 3 уровня)  у детей     с 3-х до 7-ми лет. В программе представлен мониторинг для выявления и получения информации о речевых проблемах детей. Отдельно в программе обозначен блок работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Информация о календарном учебном графике
В календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса в группах общеразвивающей и комбинированной направленности, количество возрастных групп, режим работы групп, начало и окончание учебного года, продолжительность учебной недели, продолжительность каникул, сроки летней оздоровительной работы, продолжительность образовательной деятельности (одного занятия) и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и во второй половине дня,  в соответствии с СанПиН.
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
1) Годовое планирование работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи. 2) Индивидуальные планы коррекционной работы  3) Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с учетом психофизических возможностей ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Информация о численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами0 чел.